История

1900 - 1917


В 1880-е годы в Петербурге началось строительство Народных домов – культурно- зрелищных, просветительских клубов для средней интеллигенции, мелких чиновников, студентов, солдат, рабочих. К началу XX века в городе функционировало около двадцати Народных домов.


Крупнейший Народный дом был построен в 1900–1912 годах на Кронверкском проспекте в Александровском парке на Петроградской стороне. 12 декабря 1900 года произошло торжественное освящение здания Народного дома, названного «Заведением для народных развлечений императора Николая II». В 1932 году этот театр сгорел, и на его месте было построено другое здание. Сейчас в нем располагаются театр «Балтийский дом», Планетарий и часть Мюзик-Холла (помещение касс, вестибюль). 


В 1912 году комплекс Народного дома пополнился вновь построенным «корпусом», получившим название «Зрительный зал и народная аудитория имени его высочества принца А.П.Ольденбургского». Зал замышлялся и функционировал как Оперный зал Народного дома.
 Оперный зал вмещал 2800 мест, в том числе – амфитеатр на 728 мест, 76 лож и три яруса. Новый Оперный зал стал одним из самых грандиозных театров мира. Он открылся 4 января 1912 года оперой М.И.Глинки «Жизнь за царя». 
В едином Народном доме Николая II существовали три труппы – драматическая (выступавшая в первом театре), оперная и балетная, игравшие в новом Оперном зале. Театральной частью заведовал режиссер-постановщик исторических пьес и феерий А.Я.Алексеев. Сменивший его в 1909 году режиссер С.М.Ратов обновил репертуар, добавив в него серьезные современные пьесы. 


С 1910 по 1915 год директором оперных спектаклей являлся солист Мариинского театра знаменитый тенор Николай Фигнер, к тому времени покинувший Мариинку и приступивший к организации нового театра. В качестве режиссера Фигнер привлек в созданную им оперную труппу воспитанника Московского Художественного театра А.А.Санина. Фигнер и Санин стремились создать в Народном доме режиссерский оперный театр. В 1915 году Фигнер покинул оперную труппу Народного дома. 


Наряду с певцами Народного дома Николая II, на сцену Оперного зала выходили и приглашенные «звезды» – Л.В.Собинов, М.Н.Кузнецова-Бенуа, М.Баттистини и др. Целой эпохой для Народного дома стало сотрудничество с Ф.И.Шаляпиным, который выступал на здешних подмостках не только как солист, но и как режиссер. 
После заключения Шаляпиным договора с антрепренером А.Р.Аксариным, с 1913 по 1917 год зал Народного дома стал «официальной сценой» Шаляпина. В Народном доме Шаляпин спел партию короля Филиппа II в опере «Дон Карлос» Д.Верди, Дон-Кихота в одноименной опере Ж.Массне, написавшего свой шедевр специально для Шаляпина. Здесь же впервые Фёдор Иванович исполнил партию Ерёмки в опере А.Н.Серова «Вражья сила».
1917 - 1948


После Февральской революции 1917 года Народный дом перешел в ведение городской думы. В то время его залы стали местом проведения массовых митингов. В Оперном зале проходил 1-й Всероссийский съезд крестьянских депутатов, на котором 22 мая 1917 года с речью по аграрному вопросу выступал В.И.Ленин. (В связи с этим здание Мюзик-Холла на основании Постановления Совета Министров РСФСР №1327 от 30.08.1960 г. стало Памятником истории и культуры федерального значения.) В 1919 году Петроградскому Народному дому было присвоено имя Карла Либкнехта и Розы Люксембург. Через год здание перешло в ведение Народного комиссариата просвещения. 

В послереволюционные 1920–30-е годы в Государственном Народном доме работали различные театры: оперный, театр марионеток, детский музыкальный театр. Здесь показывались и эстрадные представления. 
5 мая 1928 года на сцене Народного дома состоялось дебютное выступление Клавдии Шульженко. Его успех превзошел все ожидания. (Чуть позже, после официального открытия Ленинградского Мюзик-Холла, Шульженко стала его штатной артисткой.) 


5 декабря 1928 года в Оперном зале Народного дома премьерой «Чудеса XX века, или Последний перевозчик» (режиссер – Давид Гутман открылся Ленинградский Мюзик- Холл). 

Первый Ленинградский Мюзик-Холл, созданный в 1928 году обрел широкую популярность благодаря сотрудничеству И.О.Дунаевского и «Теа-джаза» Л.Утесова. С 1929 года Дунаевский стал музыкальным руководителем и главным дирижером Мюзик- Холла. Коллективом было подготовлено несколько эстрадно–песенных программ, в которых выступали певцы–солисты Л.Утесов и К.Шульженко. 


Большим успехом у публики пользовались веселые спектакли «Условно убитый» (пьеса В.Воеводина и Е.Рысса, музыка Д.Шостаковича, режиссер Н.Петров, дирижер И.Дунаевский), «Одиссея» (пьеса Н.Эрдмана и В.Масса, режиссер Н.Смолин, музыка И.Дунаевского), представление «Джаз на повороте» (музыка И.Дунаевского), джаз-комедия «Музыкальный магазин» (сценарий Н.Эрдмана и В.Масса, аранжировка И.Дунаевского), эстрадно-цирковой спектакль «Небесные ласточки» и другие. В 1937 году Ленинградский Мюзик-Холл был закрыт как носитель буржуазного искусства. 


С 1924 г. по 1938 г. помещение бывшего Оперного зала Народного дома занимал Ленинградский театр музыкальной комедии. В 1938 году Театр музкомедии получил помещение на улице Ракова (ныне Итальянской улице). В Народном доме также работал кинотеатр «Великан», который открыли в Оперном зале Госнардома по инициативе театрального управления Наркомпроса в 1924 году.


 В 1938 году в соответствии с приказом Комитета по делам искусств при СНК СССР за № 412 в помещении бывшего Оперного зала Народного дома разместился Филиал Театра оперы и балета имени С.М.Кирова. Филиал работал не особенно удачно. Кировский театр так и не сумел активно эксплуатировать эту площадку. Здание Филиала Государственного академического театра оперы и балета имени С.М.Кирова было передано Управлению Кинофикации на основании решения Исполкома Ленгорсовета от 11.10.1948 № 49, - в ведение кинотеатра «Великан». 


1966 - 1990

В 1966 году в Ленинграде открылся второй по счету Ленинградский Мюзик-Холл. Он функционировал под художественным руководством Ильи Яковлевича Рахлина. С 1966 до 1988 года Мюзик-Холл действовал во Дворце культуры им. Ленсовета, на сцене которого проходили все премьеры театра.

 В 1967 году Ленинградский государственный театр Мюзик-Холл показал публике свой первый спектакль – ревю «Нет тебя прекрасней» в постановке Ильи Рахлина. Со дня своего первого спектакля и на долгие годы Мюзик–Холл играл значимую роль в культурной жизни страны. Оркестр возглавил дирижер Станислав Горковенко, хореографическую группу – хореограф Илья Гафт и балетмейстер Игорь Бельский. Музыку для спектаклей писали композиторы как М.Кажлаев, А.Журбин, С.Пожлаков, Д.Тухманов. Вскоре после открытия Мюзик-Холла при театре была создана студия, выпустившая не одно поколение эстрадных исполнителей. Достаточно вспомнить, что из труппы и студии Мюзик–Холла вышли Сергей Захаров и Филипп Киркоров, Татьяна Буланова и Марина Капуро. С коллективом театра в разные годы выступали Муслим Магомаев, Эдита Пьеха, Иосиф Кобзон, Бен Бенцианов, Альберт Асадуллин, Вячеслав Полунин, Сергей Рогожин, Юрий Гальцев, Геннадий Ветров, бит-квартет «Секрет» и другие известные исполнители. 

В период с 1967 года было создано свыше 30 программ – «Нет тебя прекрасней», «Вологодские кружевницы», «Миллион новобрачных», «От всего сердца», «Балтийский ветер», «Всегда со мной», «Новоселье» и другие. Во всех этих спектаклях Илья Яковлевич Рахлин выступал в качестве автора идеи, сценариста, режиссера–постановщика. 

Журналисты писали, что каждая постановка И.Я.Рахлина – это всегда оригинальное сценическое произведение, единый и ни на что не похожий сплав искусств, созданный с высоким профессионализмом, блестящим образным решением в сочетании с великолепными костюмами, декорациями и световыми эффектами. И.Я.Рахлин называл Мюзик-Холл театром всех жанров, которые объединяются в музыкальном спектакле на сюжетной основе. 

Под руководством Ильи Рахлина Мюзик-Холл снискал славу не только в России, но и за рубежом. Гастролируя во Франции, Италии, США, Японии, Греции, Мексике, Австралии, Германии и многих других странах, коллектив театра получил всемирное признание. 

Спектаклем Мюзик-Холла открывался серебряный (25–й по счету) сезон в знаменитом зале «Олимпия» в Париже. Первыми в новых концертных залах «Россия» в Москве и «Октябрьский» в Ленинграде на сцену выходили именно артисты ленинградского Мюзик-Холла. 

В конце 1970-х годов здание бывшего кинотеатра «Великан» было передано возрожденному Мюзик-Холлу, и только в 1988 году театр принял своих первых зрителей. 
С 1988 года Мюзик-Холл вновь занимает здание бывшего Оперного зала Народного дома. 

В апреле 1987 года И.Я.Рахлин основал детскую студию, которая действует при Театре до сих пор.
1990 - 2013
C 2002 по 2004 театр возглавлял сын И.Я.Рахлина Лев Рахлин (режиссёр-постановщик театра с 1996 года). 

С 2004г. по 2010г. театр возглавлял Александр Платунов. 

С 2010г. по апрель 2013г. должность директора театра занимал Евгений Куликов. 

 С 1 августа 2013 года художественным руководителем и директором "Мюзик-Холла" был назначен  дирижер  Фабио Мастранджело.
 
89268863_large_Fabio_Mastranzhelo.JPG